Изначальный вариант статьи в "Вечерке". Автор Федор Дубшан.
Сейчас ещё можно вспомнить, как впервые на стенах появились плакаты с синими котообразными лицами, как мы все на них реагировали: с любопытством, с раздражением... Но уже больше месяца прошло с момента премьеры фильма "Аватар", и даже обсуждения постепенно угасли. А ведь что было! Пошли такие споры, такие баталии, как будто "Аватар" - не фильм, а срочный выпуск новостей, и "Газпром" действительно начал войну с инопланетянами за лакомое месторождение. Словечки "На'ви", "Унобтаниум" и "Эйва" теперь понятны миллионам землян, а сюжет уже никому, наверное, пересказывать не нужно. Именами "Нейтири" и "Пандора" - сообщает британская The Sun, - теперь называют новорожденных. "Аватар" завершил вторжение в нашу культуру, и мир прежний, до-аватаровый, вспоминается лишь смутно, как главному герою Джейку Салли, наверное, вспоминалась жизнь на далекой Земле... А в России взрослые серьезные дяденьки обсуждали фильм и кидались друг на друга в полемическом запале, как будто от этого зависело их будущее. читать дальшеЧто же, все это - ради новогоднего блокбастера? Тут - или-или. Либо человечество, наконец, перестало скрывать от самого себя, что навсегда впало в инфантильное состояние и неспособно отличить проблемы компьютерных героев - от своих собственных... Это, конечно, интересный вопрос, но требующий отдельного обсуждения. Либо действительно - исподволь, тихой сапой произошло что-то важное, и мир впрямь чуточку поменялся, а катализатором послужил тот самый "Аватар". И можно попробовать разобраться: что случилось-то?
Что касается меня, я в удачу "Аватара" совершенно не верил. Вернее, в его успех лично у меня. Вся эта назойливая реклама изрядно раздражала. Дело вот в чем: я ожидал от нового кэмероновского фильма - попытки снять классическую, "крепкую" научную фантастику. Эта попытка мне казалась заранее проваленной. Сюжет из рекламных роликов и впрямь был ясен до нюансов. Ах, борьба за планету. Как-то старовато, не находите? А эти синие кошечки, раса На'ви... Они казались мне довольно дешевой попыткой втереться в доверие к зрителю: ясно, что эти хвостатые симпапулечки специально созданы дизайнерами Кэмерона, как симпатичные аборигены. Они созданы такими, чтоб их хотелось полюбить: кошачьи черты, тонкая гибкая фигура - это все, конечно, здорово, но скорее как предмет обожания школьниц. Недавно вышел фильм "9 район" режиссера Бломкампа. Тоже про трудные взаимоотношения землян с пришельцами. И вот там инопланетяне - довольно-таки отвратные чешуйчатые крабы, которых полюбить можно не за красивые глаза, а лишь сделав над собой усилие, признав в них братьев по разуму. Мне хотелось правдоподобных, не-антропоморфных инопланетян, потому что "синие красавчики" - это совершенно иной жанр. Это отказ от проблем научной фантастики с ее реалистическим прогрессом и эволюцией внеземного разума. Человекоподобность расы На'ви обращает нас к другому: к сказке, к эпосу, к мифу, говорящему о человеке и его проблемах. А вот сказки-то, мне казалось, снимать разучились окончательно. Увлеченное поигрывание цифровыми мускулами заменило умение говорить о простых вещах с детской увлеченностью, "в душевной простоте беседовать о Боге". Взять хотя бы Ридли Скотта, которому как раз удавались сказки. Страшные и прекрасные, как та же "Легенда"... А потом произошел какой-то скачок вкуса - и кончилось все помпезно-глуповатым "Царством небесным". Или Тим Бертон, который нашел свою нишу и исправно, регулярно, год за годом, как хорошо смазанный конвейер, выдает свои мрачные смешилки или смешные страшилки с Джонни Деппом в роли Главного Фрика (в Шляпе)... Кэмерон, снявший сверх-технологичное кино (повсюду только и разговоров, что о стереоскопических камерах, специально сконструированных для фильма, о терабайтах компьютерной графики и прочих цифрах), легко мог бы, в общем, поддаться обаянию своих возможностей и пустить сюжет следовать за шикарной технологией. Самое удивительное, что он этого не делает. Старику хватает терпения и мудрости взять из этой сокровищницы Али-Бабы ровно то, что ему нужно для воплощения своей фантазии - и ни байта больше. Вся его великолепная планета Пандора - это та же наша Земля, только увиденная новыми глазами. Скорее всего, из-под воды: Кэмерон после своего "Титаника" провел несколько лет в батискафе, занимаясь подводными исследованиями. Подводная природа, скорее всего, и вдохновила его на новый фильм. "Аватар" очень отчетливо... знает свое место. Это ведь, в сущности, очень старомодный фильм. Он так себя и преподносит: приключенческая фантастика, не больше и не меньше. И, может быть, поэтому результат - это некий приз Кэмерону. За то, что сумел совместить смирение и за дерзание. Не разучившись снимать вещи в духе старой доброй школы, Кэмерон получает награду: "Аватар" оказывается больше себя самое. Характерно, что, посмотрев на "Аватар", перевести в стереоскопический формат свои "Звездные войны" пожелал и другой знатный голливудский мифотворец Джордж Лукас. Несомненно, "Аватар" - это несложная сказка, ну или приключенческий роман о благородных индейцах в лучших традициях Фенимора Купера (и черт возьми, неважно, краснокожие они или синехвостые). Классический американский миф о Покахонтас. Но сделать его удалось с таким точным соблюдением пропорций, с таким вниманием, что эта простота невольно покоряет. Да посмотревшие и отмечают: даже тех, кто и рад бы не проникнуться - все равно затягивает и привораживает. Это, конечно, отчасти пугает. Кое-кто списывает на эффект от мощных спецэффектов. Тогда тут, конечно, открываются новые возможности зомбирования публики. Но дело не только в этом. Кэмерон сумел создать новый миф, потому что очень хорошо чувствует современные воплощения вечных архетипов. Этому чутью обязаны своим успехом и его "Терминатор", и "Чужие", и "Титаник". Нажав на несколько кнопок в зрительской душе, "Аватар" вызывает такую реакцию, которая уже давно никаким кино-творцам не снилась. Причем реагируют по-разному: одни увидели в нем христианский пафос, другие - проповедь неоязычества. Экологи хвалят фильм за любовь к природе, хиппи - за возврат к психоделической революции, а хакеры - за пропаганду свободного "пиратского" распространения информации, которую душат ретрограды-копирайтеры. "Коммунисты Петербурга", наоборот, негодуют насчет предполагаемого плагиата (у братьев Стругацких тоже фигурирует планета Пандора) и вообще непричастности "Аватара" к традициям советской фантастики. Точно так же, впрочем, они обрушились на недавний "Обитаемый остров" Федора Бондарчука. Но "Остров"-то и впрямь получился халтурный, и дело не в том, что у Бондарчука меньше спецэффектов на квадратный сантиметр экрана. А Дима Быков в своей статье в "Новой Газете", между тем, опасается, что фильм Кэмерона отмечает распад ценностей "христианской цивилизации" и отмену высшего принципа: "быть со своими, хороши они или плохи". В этом он един с радикальными патриотами, которые видят в "Аватаре" пропаганду "власовщины" - мол, когда главный герой Джейк, оставив землян, переходит на сторону "синих" - предает Родину. Вероятно, Быков по тому же принципу осуждает и пастора Шлага с профессором Плейшнером, когда смотрит по телевизору "17 мгновений весны". Не говоря уж о том, что в "Аватаре" речь идет не о Родине, а о наемниках нечистой на руку корпорации. На настоящей нашей Земле такому усовестившемуся сотруднику корпорации рукоплескали бы. Вообще странно, но характерно, что тонкий момент различения проскакивается с лету, и вполне конкретная клика негодяев воспринимается, как воплощение Родины, Своих и всего святого. Во всяком случае, нельзя спорить с тем, что "Аватар" стал отличным поводом для множества людей наконец сформулировать и проговорить свои мысли по поводу вещей довольно важных. "Аватар" называют новой вехой в кинематографе. Последний раз такая ситуация была с фильмом братьев Вачовски "Матрица", вышедшем на экраны 31 марта 1999 года. Тогда ещё не было таких публичных баталий, потому что не существовало современной сетевой культуры: Живой Журнал, например, появился ровно 13-ю днями ранее, 18 марта. Пожалуй, это совпадение можно счесть знаменательным. "Матрица" точно так же, опираясь на мощнейшие по тем временам спецэффекты, рассказала простую в общем-то историю об освобождении из постылого инкубатора и попытке начать новую жизнь в новых отношениях. Попытка была сделана. И глядя на относительно свободное интернет-сообщество - соглашаешься: что-то из этих предсказаний сбылось, хотя и кривенько. "Аватар" говорит о похожих вещах, только на другом материале. Любопытно будет посмотреть, какие сдвиги случатся теперь. Лет через 10 станет понятно.
Фильм может нравиться или не нравиться, но то, что он стал знаковым событием и поводом для боданий - факт. И хорошо, а то пошла мода *ах, мне фильм понравился*, *ах, не понравился* - и как следствие - разжижение мозга. Думать не надо, только спрашивать себя - понравилось или нет. И мозжечок поблеивает - ага, понравилось, не, ни фига не торкнуло.
Аватар стал классикой уже сейчас. С ним происходит то же, что и со многими классическими вещами - не мы поверяем их, а они - нас.
Хм, не понимаю людей, которые называют своих детей в честь героини фильма, футболиста или еще кого.... была истерика два года назад насчет Гуса Хиддинга, называли даже детей в честь него...и что? Гус ушел, а ребенок живет с этим именем???
Тоже самое тут - назвали ребенка Найтири...а лет через пятнадцать будут такие новые технологии, что Аватар станет неактуальным, и что - ребенка снова переименовывать? Где то могу согласится, когда называют в честь классических произведений, но в честь такого минутного порыва....
Латентный курильщик с отторжением. И хомяк тоже ;)
Тоже самое тут - назвали ребенка Найтири...а лет через пятнадцать будут такие новые технологии, что Аватар станет неактуальным Ну есть же теперь женское имя Скарлетт, хотя "Унесённые ветром" кагбэ давно неактуальные. А кто такой Гус Хиддинг, без гугла не знал.
Plainer именно поэтому я и говорю, что в честь героини классики - другое дело, ...но то что Аватар станет именно такой классикой я глубоко сомневаюсь. Никто же не называет своих детей Терминаторами или Хищниками, а ведь тоже своего рода классика.
Латентный курильщик с отторжением. И хомяк тоже ;)
Kiallaraно то что Аватар станет именно такой классикой я глубоко сомневаюсь ИМХО станет обязательно Никто же не называет своих детей Терминаторами или Хищниками, а ведь тоже своего рода классика. Они отрицательные А в честь эльфов Толкиена - наверное, называют...
Plainer хм, станет не совсем в том смысле. Станет классикой, как первый фильм настолько продвинувший в массы 3Д. НО далеко не как история, на которой живут поколения, как те же Ромэо и Джульетта, Отелло и Дездемона или Джен Эйр и Рочестер... А вот насчет терминатора во втором фильме я бы не была столь категоричной))))
Аватар стал классикой уже сейчас. С ним происходит то же, что и со многими классическими вещами - не мы поверяем их, а они - нас.
была истерика два года назад насчет Гуса Хиддинга, называли даже детей в честь него...и что?
Гус ушел, а ребенок живет с этим именем???
Тоже самое тут - назвали ребенка Найтири...а лет через пятнадцать будут такие новые технологии, что Аватар станет неактуальным, и что - ребенка снова переименовывать?
Где то могу согласится, когда называют в честь классических произведений, но в честь такого минутного порыва....
Ну есть же теперь женское имя Скарлетт, хотя "Унесённые ветром" кагбэ давно неактуальные.
А кто такой Гус Хиддинг, без гугла не знал.
ИМХО станет обязательно
Никто же не называет своих детей Терминаторами или Хищниками, а ведь тоже своего рода классика.
Они отрицательные
А в честь эльфов Толкиена - наверное, называют...
А вот насчет терминатора во втором фильме я бы не была столь категоричной))))