Автор: Александр Башкиров
Совсем скоро на экраны выходит стереоскопический фильм Джеймса Кэмерона, работы над которым ведутся вот уже 14 лет, — там есть синие хвостатые гуманоиды, инвалид-морпех, светящиеся джунгли, потрясающий воздушный бой... Впрочем, вы, наверное, побежали заказывать билет уже на словах «фильм Джеймса Кэмерона». Именно с ним мы сегодня и побеседуем
![]() |
С каждым новым бездарным сиквелом «Терминатора» и неудачным фильмом с участием Чужих мы все острее ощущаем, как современному кинематографу не хватает Джеймса Кэмерона. Мало того что Кэмерон молчит вот уже 12 лет, так перед уходом он еще и снял «Правдивую ложь» и «Титаник», в которых нет ни одного пришельца или человекоподобного робота! А получив режиссерский «Оскар» за «Титаника», Кэмерон так увлекся глубоководными экспедициями, что снимал только документальные фильмы о затонувших крейсерах и обитателях мирового океана, опять-таки отличающиеся преступным отсутствием киборгов и ксеноморфов.
И вот, наконец, 17 декабря на экраны, в том числе и российские, выходит «Аватар». И как-то даже не верится, что Кэмерон все-таки снял новый фильм, действие которого разворачивается в далеком будущем на чужой планете и который минимум на половину состоит из грандиозного дефматча с использованием футуристических вертолетов, экзоскелетов и летающих инопланетных крокодилов.читать дальше
Боевая экология
![]() |
Работая над игровой версией Avatar, Кэмерон тесно сотрудничал с дизайнерами Ubisoft и даже позаимствовал у них концепты кое-какой техники. |
Кэмерон — первый (и, вполне возможно, последний) режиссер, который понял, что умело сделанный блокбастер может не только развлечь, но и заставить зрителей задуматься над серьезнейшими философскими вопросами. «Чужие» — не просто боевик о пришельцах и космических десантниках, а достаточно трагическая история о том, как представители двух принципиально различных цивилизаций неспособны понять друг друга, но зато вполне способны убить.
Первый «Терминатор» — один из лучших фильмов о путешествиях во времени, и Кайл Риз — самый лучший обреченный путешественник. Второй «Терминатор» — вовсе не о роботах-убийцах, а о том, как трудно быть человеком (идея предельно лаконично выражена в не вошедшей в прокатную версию фильма сцене, где Сара Коннор хочет разбить чип Т-800 молотком, а Джон закрывает чип рукой).
Многие персонажи и элементы «Аватара» архетипично кэмероновские. Парализованный морской пехотинец Джейк Салли (Сэм Уортингтон) — настоящий кэмероновский герой, человек будущего, прикованный к инвалидной коляске. Джейка вербует классическая кэмероновская Корпорация (главным представителем которой, судя по последнему трейлеру, является Джованни Рибизи, до жути похожий на Картера Берка из «Чужих»).
![]() |
А вот и гуманоиды: аватар Сэма Уортингтона и местная Покахонтас — Нейтири. |
Корпорация намеревается разобрать на полезные ископаемые планету Пандору, населенную синими трехметровыми хвостатыми гуманоидами на’ви. Пандора для жизни людей непригодна, и в качестве разведчиков используются специально выведенные аватары-на’ви, дистанционно управляемые людьми-добровольцами.
Одним из этих добровольцев становится Джейк, другим — ученая-ботаник Грэйс Августин (крашенная в рыжий цвет Сигурни Уивер). На разведке Джейк близко знакомится с флорой и фауной Пандоры, влюбляется в местную жительницу Нейтири (Зои Салдана) и в конце концов выступает на стороне на’ви против людей...
«Идеи, заложенные в фильм, нашли живейший отклик в моей душе, — говорит Кэмерон, — и, по-моему, эти идеи должны всколыхнуть современное общество. «Аватар» нужен нам. Не то чтобы я думал, что кино обязано быть образовательно-назидательным или пропагандировать какие-то взгляды. Но индустрии развлечений не следует быть пустышкой. Она должна спрашивать зрителя, в каких он отношениях с окружающими, с природой. Наше время — это время дефицита внимания к природе. И поэтому я решил сделать «Аватар».
![]() |
Avatar — стандартный трехмерный экшен по фильму, но вот по второму или третьему сиквелу, если они состоятся, можно будет сделать грандиозную MMORPG. |
Недостаток внимания к природе — это один из исследуемых в «Аватаре» вопросов: там светящиеся джунгли Пандоры безжалостно уничтожаются футуристическими бульдозерами.
Что до отношений с окружающими — конечно, в фильме на научно-фантастическом примере показывается, что бывает, когда более развитая цивилизация встречает менее развитую. В худшем случае — геноцид, в лучшем — грандиозная битва, где на стороне дикарей знание местности и туземные ноу-хау, а на стороне вторгшихся завоевателей — передовые военные технологии.
«Последняя битва в «Аватаре» невероятна. Я, по крайней мере, никогда ничего подобного не делал. И она целиком происходит на Пандоре! На земле и в воздухе, там и инопланетная кавалерия, и рукопашный бой... безумие полное! — смеется Джеймс. — Никогда не прикладывал руку к чему-то столь же масштабному. Эта битва — как самостоятельный мини-фильм».
Еще не время
![]() |
Сумеете ли вы без посторонней помощи сказать, из фильма ли этот кадр или из игры по фильму? (Подсказка: ырги зи ен.) |
«Мне хотелось создать кино, которое я сам, будучи маленьким, полюбил бы. Историю другой планеты. Затерянного, несуществующего уголка. Страны моего воображения. В итоге сценарий «Аватара» написался сам собой всего за две недели».
Первый восьмидесятистраничный вариант «Аватара» появился в 1995 году, утек в интернет и примерно до 2006 года свободно лежал на всех тематических сайтах. «Но отдельные фрагменты сценария существовали и раньше — светящийся лес, например, или вертолеты с экзоскелетами... В готовый проект все срослось очень быстро. Больше всего мне хотелось показать сложную инопланетную экосистему с интересными формами жизни — причем такими, каких зритель еще не видывал. Хотелось фотореалистичных компьютерных персонажей с человеческой мимикой, чтобы они казались абсолютно реальными! Задача была одновременно интересная и пугающая...»
В 1995 году не существовало компьютерных технологий, способных создать придуманную Кэмероном Пандору на экране. Специалисты по визуальным эффектам просто не сумели бы вытянуть компьютерную графику на требуемый уровень — не важно, сколько денег бы на это потратили. Кэмерон решил ждать, пока спецэффекты не дорастут до планеты его воображения, — и отложил сценарий в сторону до массового появления на экранах горлумов, халков и кинг-конгов.
Наконец, время пришло. Производственный процесс запустили четыре года назад. Он оказался нечеловечески трудным. Кэмерон признался нам, что перед съемочной группой чуть ли не каждый день вставали проблемы, казавшиеся неразрешимыми... и временами он думал, что «Аватар» так и не будет снят. «Нам приходилось останавливаться в разгар съемочного дня, садиться за стол прямо в костюмах посреди декораций и ломать голову, как снимать дальше. Мы на ходу выдумывали новые кинотермины, потому что названий для того, чем мы занимались, просто не существовало».
![]() |
Для съемок «Аватара» Кэмерон создал целую систему цифровых камер — да такую, для которой пока и названия-то нет. |
Кэмерон снимал весь фильм в стереоформате, используя систему цифровых камер собственного изобретения. Он же придумал концепцию виртуальной камеры: если раньше актеров снимали на фоне одноцветного экрана, а потом добавляли в кадр компьютерный задник и спецэффекты, то Кэмерон через виртуальную камеру наблюдал на месте живых актеров и статичного фона цифровых на’ви в цифровых декорациях. И вообще, процесс больше походил на создание игровых роликов на игровом движке, чем на классическую киносъемку.
Наконец, Кэмерон пользовался новой технологией оцифровки мимики актеров (специальными шапочками с закрепленными на них камерами). И актеров для оцифровки он выбирал долго и мучительно... C Сигурни Уивер Кэмерон был знаком еще с «Чужих», а вот Уортингтон поначалу не был известен никому за пределами родной Австралии. «Мы с ним сразу друг другу понравились — даром что акцент у Сэма был просто ужасный! Я быстро понял, что он идеально подходит на роль Джейка, но нам пришлось убеждать в этом всю студию. Сэм много работал с репетитором, избавился от акцента, мы сняли с ним пробу, и эта проба заставила «Двадцатый Век Фокс» согласиться».
Эффект глубины
![]() |
«Финальная битва — это самостоятельный мини-фильм, — говорит Кэмерон. — Я никогда ничего подобного не делал». |
Вполне возможно, что в плане задействованных технологий «Аватар» выведет мировой кинематограф на новую ступень развития. «Мне кажется, сейчас происходит революция в мире стереокино, — говорит Кэмерон, — и «Аватар» станет частью этой революции. Мой фильм даже в чем-то уникален — это смесь живого кино и компьютерной, за неимением лучшего слова, анимации».
Кэмерон считает, что живое стереокино в Голливуде едва дышит и нынешний стереоскопический ренессанс — заслуга анимационных студий Pixar и DreamWorks. «Не хочу сказать, что стереофильмы хуже стереомультфильмов — просто они выходят редко и у них куда меньшие бюджеты. Настоящего стереофильма-блокбастера еще не было, и «Аватар» станет первым экспериментом такого рода». По словам Кэмерона, постпродакшн «Аватара» занял куда больше времени, чем планировалось: «К примеру, первые 62 дня этого года мы работали по 16 часов в день без перерывов и выходных. Фильм поглощал все мое свободное время».
Снять «Аватара» Кэмерону удалось во многом благодаря глубоководным экспедициям. «Сам процесс работы с роботами-ныряльщиками мало похож на съемки кино. Но и в том, и в другом деле нужно умение собрать талантливую команду и управлять ею невзирая на трудности. Как у режиссера у меня это раньше не очень получалось... После морских экспедиций дела пошли гораздо лучше. Кроме того, съемки в океане приучили меня к железной дисциплине. Не думаю, что я сумел бы снять «Аватара», если бы не вся эта подготовка». Так что можете сколько угодно недолюбливать документальные фильмы «Призраки бездны: «Титаник» и «Экспедиция «Бисмарк» и считать их профанацией кэмероновского таланта, — но без них мы никогда не увидели бы Пандору.
* * *
«Двадцатый Век Фокс» ждет от «Аватара» астрономических кассовых сборов (бюджет у фильма — более $300 млн; если он будет успешным в коммерческом плане, Кэмерон снимет трилогию), простой зритель — зрелища, способного затмить собой «Титаник», «Чужих» и обоих «Терминаторов», вместе взятых. Зритель-игрок помнит еще и про разрабатываемую Ubisoft одноименную игру, стереорежим в которой, впрочем, требует 120-герцевого телевизора или монитора и, следовательно, будет доступен лишь немногим избранным.
Сам Кэмерон счастлив, что в современном Голливуде ему удалось снять за такие деньги кино, которое не основано на книге, комиксе или другом фильме. А лично нам нравится это почти уже забытое ощущение: мы стоим на пороге кинособытия. Не важно, насколько успешным окажется «Аватар», как на него среагируют зрители и критики, — главное, что после кинематограф уже никогда не будет прежним.
Или глючит браузер.
Фразу "читать дальше" видите или оффтоп сразу показывается?
В этом посте тег отсутствует напрочь. То же касается "Аватар: танцы с чужими"
PS: проверьте, пожалуйста, не редактировали ли Вы теги в режиме визуального редактора? В этом случае они будут отображаться некорректно.