вдохновения "Аватара", в которые попали, по нашему мнению самые разные
вещи — от индейцев и подводного мир до Николая Дроздова и смурфов.
В прокат выходит "Аватар" — грандиозный проект Джеймса Кэмерона,
эпос, выполненный в 3D технологии. Мы его уже видели, но дали клятву
кровью ничего о нем не рассказывать до премьеры — кроме того, что это
по-настоящему грандиозное кино. Поэтому нам остается только рассуждать
о корнях и источниках вдохновения, к которым обращался Кэмерон причем
только на те, что можно увидеть в трейлере и уже публиковавшихся
отрывках.
Союз синих
Синие На'Ви Джеймса Кэмерона — не совсем люди, они ростом больше
трех метров, у них есть хвосты и косы с нервными окончаниями, которыми
они пользуются для связи с природой, но человеческого в них все же
очень много, больше, чем в ином полковнике морской пехоты. Синий цвет —
вполне прозрачная метафора, не могли же они быть красноватыми,
темно-коричневыми или желтыми? "Они дикари и живут на деревьях" —
что-то похожее говорили испанцы про индейцев, а англичане с
португальцами — про негров. Но те, конечно, были без хвостов.
Зато в кино синих было более, чем достаточно. Один из последних примеров — Доктор Манхэттен из "Хранителей",
в его случае синева как-то связана с мудростью и всемогуществом. Один
из самых ранних примеров — серовато-фиолетовая маска Фантомаса на лице Жана Маре
в любимой русскими зрителями комедийной версии этого древнего комикса.
Создатели фильмов об этом суперпреступнике первыми поняли, что этот
цвет лучше всего указывает на загадку. Тот же прием применили потом в
Гарри Поттере, где Воландеморт — воплощение всякого зла — тоже
синеватого оттенка.
Тут нельзя еще не вспомнить смурфов — маленький голубоватый народец,
который живет в лесу в домиках, построенных из мухоморов. Это такой
довольно важный для американской публики телесериал 80-х, недавно его
цитировали (и высмеивали) в "Южном Парке", этой энциклопедии
американской жизни.
Что касается хвостов, то тут мы помянем Анджелину Джоли в фильме "Беовульф".
Она там, к сожалению, не синяя, а приятного золотого цвета, зато у нее
есть хвост — эротично и угрожающе шевелящаяся часть инфернального тела.
Женщины с хвостом — тайная мечта любого мужчины, им можно обнимать и
делать разные другие плохие вещи.
Тайная мудрость и доблесть индейцев
полезные ископаемые далекой планеты, населенной племенами стрелков из
луков, охотников и собирателей, живущих в мире со своей
матерью-природой. Человечеству же этим На'Ви предложить, кроме пуль и
взрывчатки, нечего.
О, да мы же знаем этот сюжет, в котором глупый белый попадает к
таким милым и добрым, а главное мудрым индейцам, а потом его
соплеменники учат дикарей снимать скальпы и дарят им зараженные тифом
одеяла! Один из последних примеров — "Новый мир" Терренса Малика,
рассказанная заново история Капитана Смита и девицы Покахонтас (про них
в США, кстати, есть специальная песенка, и не одна). Другой мир —
по-своему прекрасный, суровый и очень логичный, не может восприниматься
таким глазами белого человека. Белый человек видит в дикарях дикость,
антисанитарию и угрозу. В первой половине этого века философ и
антрополог Клод Леви-Стросс (он, кстати, умер, примерно пару месяцев не
дожив до премьеры "Аватара" придумал, что современная, допустим,
англо-саксонская культура вместе со всем ее шекспиром, блэкджеком и
шлюхами ничуть не более ценна, чем культура людоедов дельты Амазонки.
Если продолжить эту мысль, то всякий, кто пытается внедрить у дикарей
водку, контрацепцию, стоматологию и ватерклозет, является убийцей
древней самобытной культуры — вот буквально как те земляне, столь
неудачно контактирующие с древними друидами На'Ви.
В общем, тут стоит смотреть "Мертвеца" — ради древней мудрости, "Верная рука — друг индейцев" ради примеров правильного взаимодествия культур, "Австралию" — чтобы понять, как прекрасен мир, который мы уничтожили, уничтожаем и будем уничтожать, "Чингачгук Большой Змей" просто ради Гойко Митича, лучшего индейца вселенной, чтобы его наследие не забылось.
Ну и кстати, если уж на то пошло, стоит пересмотреть "Зулусов".
Храбрые, дисциплинированные, стойкие дикари, вооруженные копьями и
луками могут победить лучшую армию своего времени, вооруженную
винтовками и пулеметами. Потому, что на этом фильме, как и на "Аватаре"
нужно, вздыхая, думать о том, что было бы, если бы сибирский хан Кучум
посадил Ермака на кол, если бы ацтеки сожрали сердце Кортеса, А индейцы
из племени вампаноаг не научили бы пуритан с корабля "Мэйфлауэр" сеять
кукурузу, а зарезали бы их и забрали их женщин и другое имущество.
Драконы
избегали этого слова: летающих ящеров, годных под седло, колонисты
называли "Баньши". Но мы-то знаем: любая летающая ящерица или змея,
обладающая зачатками разума, злобная, хищная и покоряющаяся эпическому
герою — это дракон. Или не покоряющаяся, а просто сеющая смерть,
падающая с неба, уносящая овец, детей и, с особенным удовольствием,
девственниц. Драконы существуют, ничего более страшного и прекрасного
на свете нет. Желаете удостовериться — посмотрите эпически великолепный
британский трэш "Власть огня". Или грядущий 3D мультфильм "Как приручить дракона". Или плоховатую экранизацию "Волшебника Земноморья" Урсулы ле Гуин.
Ну или читайте этого самого Волшебника, а также "Хоббита" Толкина,
"Ведьмака" Анджея Сапковского, русские сказки, греческие мифы и
скандинавские саги. А лучше всего смотрите "Аватара" — все равно такой
физики драконьего полета, как нарисовали кэмероновские 3D волшебники вы
даже сами себе не сможете представить.
Неукротимая планета
инструктаж по технике безопасности. Маску не снимать, оружие из рук не
выпускать: каждая ползующая, прыгающая и летающая тварь на планете
хочет вас убить и сожрать ваши синие глаза.
Это, в общем, почти дословная цитата из "Неукротимой планеты" Гарри
Гаррисона: там на планете Пирр все животные и растения были связаны в
единую нервную систему, умевшую различать агрессию и планы уничтожения
и пытавшуюся истребить земных колонистов, как вредный вирус. А
колонисты просто думают, что все, от травинки до крупных хищников,
соскучились по дусту, пуле, огнемету и другим боеприпасам, нарушающим
женевскую конвенцию 1899 года.
К нашему удивлению Гаррисона очень плохо экранизируют, поэтому
визуально Кэмерону пришлось пользоваться другими источниками
вдохновения.
Светящиеся мотыльки и кораллы кислотных цветов — подводные съемки
команды Кусто в Красном море и собственный атлантический подводный
проект Джеймса Кэмерона. Вечная, но такая хрупкая красота живой природы
— передача "В мире животных" бессмертного Николая Дроздова, телеканал
Дискавери а также та сцена в мультфильме Роберта Саакянца "В синем
море, в белой пене", где маленькую рыбку съедает рыбка побольше, ту —
еще более крупная, и так далее до настоящей акулы.
www.film.ru/article.asp?id=5994