Переломить одну ветку просто, а сломать веник – сложно.
(из русской народной мудрости).
(из русской народной мудрости).
Я далеко не сразу взялся за свой отзыв о фильме. Сначала думал, что написанное здесь будет скорее результатом взрыва эмоций. Однако ужей третий просмотр фильма и общение с [Ануш] кое-что начали расставлять на свои места. Поэтому первоначальный текст, который я к счастью не публиковал, почти полностью поменял.
Ничего подобного в мире кино не видел уже давно, и уже после первого просмотра вспомнилось давно забытое чувство, когда не хотелось расставаться с миром кинофильма. Снова возникло чувство потери, когда с финальными титрами переступаешь порог кинотеатра. И хочется вернуться вновь и вновь. Но с каждым просмотром фильм и мир Пандоры становился все роднее и понятнее.
У меня под рукой пока нет твердой копии фильма, поэтому отдельные цитаты буду приводить по памяти, очень приблизительно.
Об идеях фильма...Основной идеей фильма считают аналогии с агрессивной политикой США по отношению к индейцам, а затем к народу Ирака. То есть верная идея «непрошенных гостей» и «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Однако, на мой взгляд, это только верхний «слой» идей фильма.
Глубинная идея фильма, это противопоставление двух цивилизаций – погрязшей в нерешенных проблемах, фактически превращающейся в «Дессу» планеты Земля и девственно чистого, мудрого мира Пандоры, в котором народы На'Ви живут в полном согласии с биосферой своей планеты.
Сама идея не нова и активно использовалась едва ли не чаще классиками советской фантастики, однако в «Аватаре» Джеймс Кэмерон использовал несколько иной подход.
В фильме нам не показывают Землю. Однако отдельными упоминаниями о далекой Земле (непрекращающиеся войны, главенство «золотого тельца», кризисная экономика, недоступность медицины, преступность, и, наконец, самое значимое выражение о Земле – «Они убили свою мать») создатели фильма словно предлагают нам самим оглянуться по сторонам – на свой мир.
Одновременно немалую часть картины режиссер погружает нас в удивительный, девственный мир Пандоры, в который невозможно не влюбиться, несмотря на то, что На'Ви – это не техногенная цивилизация и у них нет чудес техники. Мир Пандоры не только из-за пленяющей красоты. В нём народ На'Ви настолько един с биосферой всей планеты, чего земные люди нечасто знали такое даже между друг другом.
Сам народ На'Ви, судя по всему это не примитивные племена (как иногда пишут), а пример нетехногенной цивилизации. Достаточно увидеть то, как они общаются с «информационной сетью» своей биосферы (Эйва), достаточно взглянуть в их красивые глаза, в которых свет разума, чтобы понять, что они разумны и кое в чем даже превосходят человека. Цивилизация На'Ви настолько гармонична, что, как упоминается в фильме, их не заинтересовали пиво и джинсы, землянам в их нынешнем состоянии вообще нечего предложить На'Ви (конец цитаты). Поэтому они, фактически вместе со всей биосферой смогли победить технически и до зубов вооруженных землян.
Мне кажется, что это и есть, по крайней мере, одна из целей фильма – напомнить нам о том, что напрасно забыто или отставлено в сторону якобы за ненадобностью. Показать, что, забыв о «матери» мы начинаем терять человеческий облик и успешно превращаемся в помесь Сельфриджа и Куортича.
Недаром еще Иван Антонович Ефремов не раз напоминал нам о необходимости гуманного совмещения природы и технического прогресса.
О личностях главных героев...Что давно я не видел в западных фильмах, это ярко прорисованные личности главных героев, поэтому я не удержусь, чтобы кратко коснуться их.
Джейк Салли (актер Сэм Уортингтон). Бывший морской пехотинец, в результате тяжелого ранения в земной войне потерял возможность ходить. Что характерно, не имел возможности вылечиться и в 22 веке - показательно об социально-экономической системе, царившей и в ту эпоху. На Пандоре оказался в силу нелепой гибели брата-близнеца. Что бы он получил, если бы даже строго выполнил все поручения полковника и смог вы вылечиться? Все равно в либеральном обществе Земли он был бы никому не нужен. И в фильме мы видим, как Джейк постепенно переходит на сторону На'Ви. Знакомясь с этим удивительно чистым народом, он подсознательно, интуитивно осознает все утраченное человечеством и каждым человеком в отдельности.
Грейс Августин. Её роль великолепно исполнила несравненная Сигурни Уивер. Еще одна, глубоко положительная роль в фильме. В ней мы видим настоящего ученого с широким кругозором и глубоким мировоззрением, что позволило и ей всей душой полюбить мир Пандоры и На'Ви. Мне кажется, что у этого персонажа есть некоторая параллель с Надеждой Ивановой из фильма «Через Тернии к Звездам». И судьбы у них сходные – обе были вынуждены отдать жизни ради своих идеалов, убеждений.
Нейтири (актриса Зои Солдана). В фильме это центральный персонаж народа На'Ви. Сочетает два качества. С одной стороны сильная и решительная, способная в тяжелый момент взять ответственность за свой народ (так как является дочерью вождя племени), с другой стороны, нежная и любящая, с потрясающими глазами. Финальная сцена, когда она находит «человеческого» Джейка («Я вижу тебя»), трогает до глубины!
Труди Шакон (актриса Мишель Родригес). Наиболее таинственный персонаж. Мы немного видим её в кадре. Пилот вертолетов класса «Самсон». В обычное время обеспечивает перевозку ученых и аватаров в джунгли Пандоры и обратно, а во время инцидентов вынуждена находиться в одном ряду с головорезами Куортича. Как мне кажется, изначально эта девушка из простой семьи, вынужденная зарабатывать, завербовавшись в армию, и таким образом попав на Пандору. Но, по-видимому у нее была большая душа, раз она отказалась расстреливать поселок безоружных На'Ви. Здесь, на Пандоре она смогла так проявить себя. В убого-либеральном обществе Земли её большая душа вряд ли кого заинтересовала бы.
Полковник Куортич (актер Стивен Лэнг). По моему, его достаточно охарактеризует выражение «пандорианский ротмистр Чачу». Да и внешний типаж похож по описанию на героя Стругацких. В финальной сцене с этим героем иногда критикуют нож у боевого робота, которым управлял Куортич, пытаясь убить Нейтири и Джейка. Дескать, примитивно для техники того уровня. Однако, на мой взгляд, в таком фильме это надо понимать аллегорично – как символ бессмысленной жестокости, упорного нежелания понять объективных законов, несмотря на проигрыш.
Сельфридж (актер Джованни Рибизи). В фильме мы также видим его очень немного. Но гений режиссера позволяет нам и по небольшому количеству кадров понять, что это за личность. Делец, являющийся квинтэссенцией марксового изречения «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% годовых». Помимо прибыли его ничего не интересует. Примитивен как пробка, достаточно вспомнить игру в мячик в офисе и «А что, два триллиона деревьев это много?».
Предположение о фильме...Еще после просмотров фильма у меня возникло предположение. Если дубляж был точен, то, возможно, это фильм незаконченных фраз и диалогов, закончить которые которые предлагается зрителю. Например, фразу умирающей Грейс «Зачем им нас спасать…» или неявный ответ на вопрос Куортича «Каково родину предавать?..» в финальной схватке с Джейком.
«Аватар» с позиций космизма...Фильм «Аватар» с позиций философии космизма. Джеймс Кэмерон показал нам аллегоричную встречу нынешних землян с по своему совершенной и гармоничной цивилизацией На'Ви. Не дай Бог, чтобы такая встреча состоялась на самом деле. Человечество, как нынешнее, так и показанное Камэроном (а особой разницы кроме технического уровня между ними нет) не заслужило право на контакт с иными цивилизациями.
С позиций космизма контакт с На'Ви представляется совсем по иному – люди должны были прилететь на Пандору для обмена Знанием. Стоит вспомнить реплику Грейс «Богатство этого мира не под Землей, а вокруг нас».
Дальше идет чисто моя фантазия. Из фильма следует, что у На'Ви невиданная землянам гармония отношений со всей биосферой планеты. Кроме того, согласно открытию Грейс вся биосфера представляет из себя один мощный планетарный компьютер и одновременно банк информации, которые способны даже заглядывать в будущее (это следует уже из начала фильма).
Возможно по этой причине На'Ви – пример цивилизации, которая не пойдет по техногенному пути, и её путь – совместное развитие с биосферой. Но мне кажется, что и это не сможет стать ограничением в контактах На'Ви с другими цивилизациями, при этом даже необязательно кому-то в звездолете совершать посадку на Пандоре. Я почти уверен, что для мысли расстояния не помеха. А благодаря помощи из Великого Кольца На'Ви смогут и другие планеты превратить в цветущие сады.