"Кино — способ убедиться в своей нормальности"

Джеймс Кэмерон работает сразу над двумя новыми "Аватарами" — 2 и 3 — и отвечает на вопросы "Огонька"

Когда в 1997 году фильм "Титаник" получил 11 "Оскаров" из 14 номинаций, его сценарист, режиссер, продюсер и монтажер Джеймс Кэмерон, вздымая свой режиссерский "Оскар" к небу, прокричал со сцены церемонии: I am the King of the World! ("Я король мира!").
К тому времени парень из канадского захолустья уже прославился не только тем, что спас умиравший тихой смертью жанр научно-фантастического кино, сняв сенсационные картины "Терминатор" (1984) и "Чужие" (1986). Он поставил на грань разорения студию "XX век Фокс", потратившись и опаздывая со сроками съемок "Титаника". Итоговый бюджет фильма в 200 млн долларов был в то время самым большим в истории мирового кинематографа.
История, однако, вместе с Джеймсом Кэмероном посмеялась над скептиками. "Титаник" с кассой в 1 миллиард 843 миллиона 201 тысячу 268 долларов был абсолютным рекордсменом по сборам, пока его рекорд в 2009-2010 годах не побил другой фильм Кэмерона — "Аватар" с 1 млрд 960 млн мировых сборов.

Эти блокбастеры сделали Кэмерона очень богатым человеком, но деньги для него всегда были не самоцелью, а приятным следствием осуществления грандиозных замыслов, которые удивительным образом сочетают в себе понимание вкусов широкой публики с ошеломляющими эту публику техническими новшествами.
В "Титанике" Кэмерон предельно развил спецэффекты, разработанные им и его технической командой во время экспериментов в "Терминаторе", "Чужих" и особенно на съемках подводного триллера "Бездна" (1989). После "Бездны" и "Титаника" уже не казались невероятными новые фильмы с давно умершими актерами, поскольку в сценах гибели "Титаника" порой невозможно было отличить живых статистов от созданных на компьютере.
С самого начала экспериментов Кэмерон не делал секретов из своих изысканий и достижений, предлагая использовать их для дальнейшего усовершенствования языка кино. Вершиной его художественно-технического гения стала стереоскопическая (3D) картина "Аватар" Сегодня это, пожалуй, единственный фильм, снятый в формате 3D, который на 100 процентов оправдывает применение этой все еще развивающейся технологии.

Пожалуй, самая точная характеристика для Кэмерона — visionary. читать дальше

Журнал "Огонёк", №9 (5168), 07.03.2011