Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:22 

"Победа агрессивных сил"

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Журнал «Власть» № 10 (863) от 15.03.2010

У фильмов бывших супругов Кэтрин Бигелоу и Джеймса Кэмерона различий гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд
Фото: AP






Элегантность расклада при последней раздаче "Оскаров" заключалась прежде всего в том, что на победу в основной номинации всерьез претендовали всего два фильма из десяти — в этом году киноакадемия решила увеличить привычную пятерку до десятки, чтобы хоть немного повысить непредсказуемость результатов голосования.

Непредсказуемости, однако, опять никакой не получилось: ясно было, что выбирать академики будут между двумя картинами-фаворитами — "Аватаром" Джеймса Кэмерона и "Повелителем бури" Кэтрин Бигелоу, которые, при всей кажущейся невозможности сравнить их и провести какие-то параллели, на самом деле рассказывают об одном и том же, хотя и совершенно разным языком, да к тому же по иронии судьбы сняты бывшими супругами.

Обе эти картины, по сути, о войне, однако в мужской интерпретации, как ни парадоксально, выходит дорогая и напичканная визуальными красотами, но простодушная и умильная детская сказочка со счастливым концом, действие которой разворачивается на несуществующей планете в невообразимом будущем. У женщины же, наоборот, получается аскетичная жесткая драма, снятая ручными 16-миллиметровыми камерами в псевдодокументальном стиле и создающая психологический эффект присутствия в Багдаде 2004-го минимальными выразительными средствами. Тут нет никаких фокусов с трехмерной картинкой, грандиозных батальных сцен и наивного морализаторского пафоса о том, что убивать друг друга плохо, а любить все живое, включая деревья, мхи и лишайники,— хорошо.

Кончаются при этом оба фильма, если присмотреться, аналогичным образом. В "Аватаре" американский солдат отказывается возвращаться на Землю, где жизнь не устраивает его негуманностью общей организации и неприятным моральным обликом земляков, и остается счастливо поживать на планете, которую он хотел было завоевать. В "Повелителе бури" американский солдат-сапер после короткой побывки дома, где жизнь томит его бытовой рутиной и общей бесцельностью, с воодушевлением возвращается в Ирак, который завоевать тоже невозможно, как и планету Пандора, но зато там есть конкретное занятие — обезвреживать взрывные устройства, и необходимость погружаться в него целиком не оставляет в голове места для бесплодных тягостных раздумий.

По основной своей мысли "Повелитель бури" так же незамысловат, как "Аватар", и мысль эта прямо сформулирована в предваряющем картину титре: "Война — это наркотик". Адреналиновый наркоман, которого играет Джереми Реннер (тоже номинировавшийся на "Оскар"), относится к своей саперской службе как к искусству и, как всякий, кто стремится быть художником в своем деле, постоянно нарушает правила. Он держится с демонстративной независимостью по отношению к членам своего отряда, отказывается от использования робота-сапера, вечно норовит снять шлем, заветные проводки чуть ли не зубами перекусывает и вообще всячески презирает технику хотя бы относительной безопасности. Сослуживцы начинают опасаться, что этот отморозок однажды их всех угробит, а самый главный недоброжелатель всерьез подумывает о том, чтобы помочь герою поскорее проиграть так увлекающую его игру со смертью.

В "Аватаре" под поверхностным антиколонизаторским пафосом обнаруживается явное удовольствие героя и авторов от колонизаторства, в процессе которого можно не только найти полезные ископаемые, но, что более важно, встать на твердый путь нравственного совершенствования (да и физического тоже, поскольку на Земле-то у героя ноги не ходят). Сходным образом "Повелитель бури" внешне проходит по ведомству антивоенной драмы, и, принимая свои "Оскары", Кэтрин Бигелоу посвятила их всем военнослужащим мужчинам и женщинам, а также пожелала им скорейшего возвращения домой и чуть ли не мира во всем мире. Однако на самом деле герой "Повелителя бури" этого возвращения не хочет, потому что с трудом представляет себе, что он будет делать дома, с женой и ребенком, да и самой Бигелоу не чуждо любование войной как, разумеется, кошмарным и бесчеловечным, но от этого ничуть не менее упоительным зрелищем.

Вся фильмография Кэтрин Бигелоу связана в основном с изучением психологии мужских малых групп, где нередко все хотят быть альфа-самцами,— начиная с ее дебюта 1982 года "Без любви" о банде байкеров, продолжая фильмом "На гребне волны" (1991) о серферах—грабителях банков или футуристическим триллером "Странные дни" (1995) и заканчивая блокбастером про подводную лодку "К-19" (2002). На протяжении всего своего творческого пути Бигелоу периодически оправдывалась: нет, я не люблю насилие и не любуюсь им, просто я не могу не показывать его, потому что оно является частью окружающего мира. Однако с каждой новой картиной чувствуется, как эта женщина-воин сама в душе тоскует по возможности побегать где-нибудь с винтовкой или промчаться на сверхзвуковом бомбардировщике, и "Повелитель бури" в этом смысле тоже не чужд такой своеобразной кровожадности и охотничьего, истребительского азарта. Чувство, конечно, жестокое, но обладающее в фильме Кэтрин Бигелоу таким энергетическим зарядом, что по воздействию на психику киноакадемиков оно пересилило даже тот сокрушительный эффект от перемещения в вымышленный иллюзорный мир, на создание которого было потрачено столько технических и финансовых возможностей в "Аватаре".

Лидия Маслова

@темы: Земля, Кэмерон-инфо, Пандора, вокруг фильма, кадры, фото

Комментарии
2010-03-18 в 15:58 

Plainer
Латентный курильщик с отторжением. И хомяк тоже ;)
о воздействию на психику киноакадемиков
Если продолжить эту мысль - похоже, психика упомянутых академиков устроена принципиально иначе, чем большинства зрителей. Судя по сборам от киносеансов.

А общие темы в фильмах - да, есть.
Только, по-моему, академики отметили другую гениальность Бигелоу - снять полнометражный фильм про войну в Ираке, ни разу не употребив слова "нефть". :emn:

2010-03-18 в 23:12 

L_e_D
Как я уже говорил - «это ж Маслова». Ей даже химиостимуляции не надо. :D

2010-03-20 в 01:16 

~a-kin~
Про ярлыки. И не только в этой недостатье. ))

Меня вот, что удивляет: если обозвали "сказка", то почему цепляются? Сравнивают, изучают. Что покоя не дает, это же все вымысел?

..наивного морализаторского пафоса о том, что убивать друг друга плохо, а любить все живое, включая деревья, мхи и лишайники,— хорошо.
Да, да - убивать хорошо, а думать не так - это наивно. Хорошо подставлять друзей, вести войны за высшую ценность современного мира - бабло - высокоморально. И строить стеклянные кубики зданий - шедевр нынешней архитектуры. А озеленять город - в высшей степени глупо (уменшаться тротуары). А люди, которым жалко животных, и они об этом говорят/спасают все пафосники, как и те, которые могут сидеть и просто любоваться природой. Цивилизация в которой мораль стала наивностью. Весело.

от перемещения в вымышленный иллюзорный мир, на создание которого было потрачено столько технических и финансовых возможностей в "Аватаре".
Не первый раз встречаю такую фразу про "финансовые возможности". Видно она многим покоя не дает: "столько бабок на сказку". А потом такая касса. Вот это вот заглядывание в чужой карман меня коробит.

2010-03-28 в 18:35 

Lu-cy
Как много он убил талантов, избавив нас от дилетантов. (с)
конечно, "Повелитель бури" провалился в американском прокате
конечно, в этом фильме нет красивых картинок
он об очень неприятных вещах говорит очень неприятно и очень реалистично
забываешь, что смотришь художественный фильм - полная иллюзия документального кино
респект оператору, режиссёру и актёрам
и оттого страшно

поэтому легче сходить на завёрнутого в красивый фантик "Аватара" и даже попытаться найти в нём смысл
респект художникам-аниматорам

просто достало кивание на кассовый сбор, честное слово

2010-03-28 в 20:54 

Plainer
Латентный курильщик с отторжением. И хомяк тоже ;)
Lu-cy поэтому легче сходить на завёрнутого в красивый фантик "Аватара" и даже попытаться найти в нём смысл
Которого там, разумеется, абсолютно нет (для тех, кто не читал книг сходной тематики - возможно :-(). Да, искать придётся после фильма, во время - некогда, в отличии от.
С другой стороны, за больше чем 2 часа ПБ можно высосать из пальца придумать десяток его смыслов, не считая "в лоб" названного в эпиграфе.
Замысел ПБ в общем неплохой (тут Кэмерон :tease2: прав), имХо как раз хватило б на "Лучший короткометражный фильм - 2008." ;-)

респект художникам-аниматорам
Неа, программистам. А Зои Салдана там только в титрах значится :tease4:

просто достало кивание на кассовый сбор, честное слово
А на что лучше? Кинопоиск? Имдб? Или количество сидов и "скачено" на торрентах? :tease2:

Пытаюсь придставить альтернативный сюжет Аватара, в котором не упоминается Униботаниум :tease3:

2010-03-30 в 01:27 

~a-kin~
Если тянет на реал, лучше посмотреть нормальный документальный фильм или Новости ))), чем тратить время на ПО. Ибо *не до* и *иллюзия*. Можно, правда, скачать отдельно саундтрек на память и чапать с ним прямо в горячую точку; проверять правдивость ))
А в сказке, как известно, ложь, да в ней намек... тому, кто его сможет увидить. А видеть, как известно... ;-)
Plainer +1 - понравилось имХо ))
*ржет* Камерон, как джентельмен поделился оскарами. Мужик с большой буквы )))))

2010-04-12 в 22:07 

А на фото, случайно не то чувак который у Расторгуева в хоре, на гармошке играет?

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

АВАТАР - Мы на Пандоре!

главная